Все статьи

Вдох. Выдох.

Чудеса – это повседневные дела, которые вы делаете осознанно.

Если животное в лесу ранено, оно отдыхает. Звери находят уединённое, тихое место и лежат там, не двигаясь, в течение многих дней. Они знают, что это лучший способ залечить раны. Иногда в это время они даже не едят и не пьют. Эта мудрость – остановиться и исцелиться – всё ещё есть у животных, но мы, люди, утратили способность отдыхать.
Люди утратили уверенность, что наше тело знает о себе всё и всегда поступает правильно. Если мы оказываемся наедине с собой, мы впадаем в панику и пытаемся сделать всё что угодно. Осознанное дыхание поможет заново научиться искусству отдыха.
Ваше дыхание – это стабильное прочное основание, то, в чём вы всегда можете найти прибежище. Неважно, какие мысли, эмоции и впечатления переполняют вас, дыхание всегда с вами, подобно преданному другу. Всякий раз, когда вы уноситесь мыслями далеко, или, когда вас переполняют эмоции, когда вы рассеяны и не находите себе места, возвращайтесь к дыханию. Верните разум в тело и закрепите его там. Ощутите поток воздуха, который входит в ваше тело и выходит из него. Если мы осознаём своё дыхание, оно естественным образом становится лёгким, спокойным и умиротворённым.
В любой момент мы можем прочитать это мини-стихотворение и немного отдохнуть.
Делая вдох, я знаю, что делаю вдох.
Делая выдох, я знаю, что делаю выдох.
Можно даже сократить это двустишие, оно всё равно будет работать:
Вдох.
Выдох.
Чтобы усилить осознанность и концентрацию, спокойно и легко следите за вдохом и выдохом. Уже само то, что вы сидите и наблюдаете за дыханием, может стать источником радости и исцеления.
Делая вдох, я следую за ним от начала и до конца.
Делая выдох, я следую за ним от начала до конца.
*
В нас уже есть спокойствие, мы просто должны знать, как проявить его.
*
Есть два аспекта медитации. Первый – это умение остановиться. Всю жизнь мы бежим, преследуя какие-то свои представления о счастье. Остановиться – значит прекратить бег, отказаться от забывчивости и привязки к прошлому и будущему. Мы успокаиваем тело и эмоции посредством практики осознанного дыхания.
Если у нас не получается отдохнуть, то лишь потому, что мы так и не прекратили бежать. Мы начали бежать очень давно и всё ещё продолжаем это делать, даже во сне. Нам кажется, что счастье и благополучие невозможны в настоящем. Если вам удастся остановиться и утвердиться в данном моменте, вы увидите, что многие составляющие счастья доступны прямо сейчас, их более чем достаточно, чтобы сделать вас счастливыми.
Второй аспект медитации – это умение всмотреться вглубь с целью увидеть истинную природу вещей. Понимание – великий дар. Ваша повседневная жизнь, проведённая осознанно, это великий дар и тоже практика медитации. Осознанность заключает в себе сосредоточение и понимание.
Осознанность – это непрерывная практика глубокого соприкосновения с каждым моментом повседневной жизни, по-настоящему присутствовать в настоящем моменте телом и разумом, согласовать свои намерения и действия и быть в гармонии со своим окружением. Мы можем делать всё как обычно, осознавая при этом, что именно мы делаем. Наш разум присутствует при всех наших действиях.
*
Люди думают, что рад­ость возникает спонт­анно. Но если мы хот­им, чтобы её станови­лось больше, то радо­сть необходимо практ­иковать и развивать. Всё, что нужно – это следить за вдохами и выдохами. Практик­уйте по чуть-чуть ка­ждый день, и будет всё легче и легче воз­вращаться к осознанн­ому дыханию.
*
Избавление от напряж­ения и достижение сп­окойствия на уровне тела – это первый шаг к восстановлению хорошего самочувствия. Нельзя исцелить св­оё тело, если не обр­ащать на него вниман­ия. Направив свой ра­зум к телу, вы утвер­ждаетесь в «здесь и сейчас». И у вас есть шанс осознавать об­ъективно любую боль и любое напряжение тела. Это начало исце­ления.
*
Есть три упражнения, которые сделают дыхание спокойным. Первое –распознавать вдох как вдох и выдох как выдох. Второе – знать длину вдоха и выдоха. Третье – сосредоточение на дыхании от начала до конца. Это и есть концентрация. Мы просто наблюдаем за дыханием и позволяем ему быть естественным. Если мы осознаём наше дыхание, оно само собой станет более глубоким, медленным и умиротворённым.
Делая вдох, я знаю, что делаю вдох.
Делая выдох, я знаю, что делаю выдох.
Делая вдох, я вижу, длинный он или короткий.
Делая выдох, я вижу, длинный он или короткий.
Делая вдох, я следую за ним от начала до конца.
Делая выдох, я следую за ним от начала до конца.
*
Миру нужны радостные и любящие люди, которые могут просто быть. Если вы овладели искусством пребывания в покое, тогда у вас есть основа для любого действия. Основа для этого – просто быть, и качество бытия определяет качество действия. Действие должно быть основано на не действии.
*
Некоторые говорят, что всё есть страдание. Это неправда. Это преувеличение и неправильное понимание слов Будды. Он говорил, что оно существует, но не говорил, что кроме этого больше ничего нет. Для страдания есть причины, и можно достичь состояния, когда их не будет. Конечно, не стоит рассчитывать, что однажды мы будем счастливы на все сто процентов, а в нашей жизни не будет ни капли боли. Всегда что-то будет не так. Но мы можем искусно обращаться и со страданием, и со счастьем.
*
Наши представления о счастье – главное препятствие для него.
*
Если вы хотите быть свободным, просто сосредоточьтесь на вдохе и выдохе. Вдыхайте и выдыхайте в течение трёх минут, и в эти минуты вы освобождены. Однако чтобы достичь этого, необходимо тренироваться, это не происходит автоматически. Когда мы свободны, когда нас не переполняет гнев или беспокойство, тогда мы можем принять решение практиковать и развить это чувство. Если мы нервничаем, беспокоимся или злимся, то не можем рассуждать здраво. Мы принимаем правильные решения, лишь когда раскованы. При помощи практики осознанного дыхания мы можем обрести свободу в любой момент.
*
Не рассматривайте гн­ев, ненависть и жадн­ость как врагов, с которыми вам нужно бо­роться и уничтожать их. Такой способ раб­оты с гневом преврат­ил бы вас самих в по­ле битвы, и вы распа­лись бы на кусочки. Если вы боретесь с этими эмоциями, то со­вершаете насилие над собой. Если вы не можете быть сострадат­ельны по отношению к себе, то вы не смож­ете почувствовать эт­ого и по отношению к другим. Если мы сер­димся, нам нужно вер­нуть осознание: «Я сержусь. Во мне есть гнев. Я и есть гнев». Это первое, что на­до сделать.
Делая вдох, я чувств­ую свой гнев.
Делая выдох, я улыба­юсь.
Я держусь за дыхание, так что не потеряю себя.
*
Если вы посадили дер­ево, а оно не растёт, вы же не обвиняете дерево. Вы ищете пр­ичину, почему так пр­оисходит. Но при этом мы легко обвиняем своего ребёнка. Упрё­ки не приводят ни к чему хорошему. Никак­их споров, никакого убеждения, никакого порицания – только осмысление. Если вы понимаете его и можете это показать, знач­ит, вы можете любить, и ситуация изменит­ся.
*
В повседневной жизни наше физическое тело может быть в одном месте, а разум может пребывать где-то ещё, в прошлом или бу­дущем. Это называется рассеянностью. Дых­ание – это мост между телом и умом. Если вы начнёте осознанно делать вдох и выдо­х, ваш разум вернётся к телу. Вы сможете постигнуть единство тела и ума и будете полностью присутств­овать в настоящем мо­менте, будете по-нас­тоящему живыми. Это не сложно и по силам каждому.
*
Когда вы практикуете сидя, вы наслаждаетесь тем, что сидите. Когда вы практикуете осознанное дыхание, вы наслаждаетесь дыханием. Если вы способны получать удовольствие, то исцеление и преобразование обязательно произойдут.
*
Когда смотрите телевизор, вы не прилагаете никаких усилий. Поэтому долго можете просидеть перед ним. Когда вы боретесь с собой, то не сможете медитировать долго. Без усилий – это ключ к успеху. Не боритесь. Не старайтесь слишком сильно. Просто сидите. Такое расслабленное состояние тоже помогает отдохнуть.
*
Вы можете запротестовать: «Почему вы хотите, чтобы мы улыбались? Это неестественно». «Во мне нет радости. Я не могу заставлять себя улыбаться, это будет не по-настоящему». А мне известно, что улыбка может быть видом практики йоги, йоги рта. Вы просто улыбаетесь, даже если не испытываете радости. И после этого почувствуете себя по-другому. Иногда разум берёт на себя инициативу, а иногда это должно сделать тело.
Тит Нат Хан 'Практика радости: как отдыхать осознанно'
🪢Эта книга есть в Библиотеке электронных и печатных книг нашего Клуба, которая доступна для всех членов нашего Клуба.
Поучиться